Стоматологические заболевания у детей, детские зубы

27-08-2008
детская стоматология

Профилактика любого заболевания, в том числе стоматологического, на современном этапе должна проводиться в первую очередь с экологических позиций. Условия жизни на планете изменяются коренным образом и оказывают сильное влияние на здоровье человека.
На современного человека действуют различные факторы: социальные, экономические, производственные, урбанизация, информационная нагрузка и повышенная миграция, подвижность, мобильность населения [Казначеев В. П., Матрос Л. Г., 1983].
Воздействие факторов внешней среды на организм с точки зрения медицины может иметь различные последствия: от укрепления здоровья до тяжелой болезни и гибели.
Исход этих воздействий во многом зависит от степени активности и интенсивности двух реагирующих сторон: от свойств внешнего агента, его интенсивности, продолжительности действия и т. д. и от индивидуальной реактивности и резистентности организма в целом или его отдельных уровней.
Способность организма адекватно отреагировать на действия внешней среды зависит в определенной мере от его резервных возможностей, или от так называемого резерва здоровья. Известно, например, что таким резервом характеризуются процессы гомеостаза, а также функции организма. Так, в здоровом организме используется лишь 20—25% дыхательных поверхностей легких, 20% мощности сердечной мышцы, 20—25% клубочкового аппарата почек. Аналогичным резервом здоровья обладает и зубочелюстная система организма. В обычных условиях используется лишь доля жевательной активности мышц, в тканях пародонта — часть клубочкового аппарата кровообращения, в твердых тканях зуба резервируется кальций и т. д.


Оценить резерв здоровья нелегко, хотя общеизвестные его признаки весьма очевидны. Ребенок тем «здоровее», чем реже и легче он болеет «простудными» заболеваниями, чем больше соответствуют его возрасту признаки физического и нервно-психического развития (рост, масса тела, цвет и тургор кожи, слизистой оболочки языка и всей полости рта и зева, аппетит, сон, поведение и т. д.).
Издавна считалось, что зеркалом здоровья является язык и состояние всей полости рта. У ребенка с хорошим резервом здоровья слизистая оболочка полости рта розового цвета, язык чистый, с хорошо выраженными сосочками (нитевидными и грибовидными), зубы интактные.


У «практически» здоровых детей врач увидит небольшие отклонения в показателях, характеризующих уровень здоровья ребенка, и в состоянии тканей и органов полости рта: отдельные кариозные зубы (компенсированная форма кариеса), «географический язык», незначительная бледность и пастозность слизистой оболочки полости рта, легкая гипер- или гипотрофичность сосочков языка, изредка (один раз в несколько лет) рецидивы одиночных афт, заболевание острым герпетическим стоматитом в легкой форме и т. д. Такое «практическое здоровье» характеризуется с одной стороны— отсутствием выраженных заболеваний, с другой — отсутствием резерва здоровья.
От наличия резерва и его количественной характеристики зависит исход взаимодействия человека и среды.


Согласно современным понятиям, этиология —это не фактор среды сам по себе, а взаимодействие с ним организма.
По мнению Л. Н. Иванова (1983) хотя и существуют «классические» этиологические факторы, спектр этих факторов гораздо шире.
В настоящее время известен большой перечень факторов р и с к а, наличие которых повышает вероятность заболевания. Предложена даже их классификация [Ветров В. П., Большакова Г. С, Таперова Л. Н., 1981]. Согласно этой классификации выделяют: эндогенные и экзогенные, специфические и неспецифические, управляемые и неуправляемые факторы риска.


Например, к эндогенным факторам относят возрастные и анатомо-физиологические особенности отдельных органов и систем ребенка, индивидуальные особенности реактивности орга¬низма, слаборазвитый иммунитет, семейную и генетическую предрасположенность к различным видам патологии и др.


К природным (экзогенным) можно отнести особенности климата, характер состава воды и почвы, жилищно-бытовые условия, питание, режим дня и пр.
Примером специфического фактора риска может быть генетическая предрасположенность к тому или иному заболеванию, а неспецифического— токсикоз беременных; плохое гигиеническое состояние полости рта— управляемый фактор риска, а возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка —неуправляемый.


Варианты исхода взаимодействия организма человека с окружающей средой с точки зрения медицины могут быть смоделированы математически [Иванов Л. И., 1983] следующим образом:
Таким образом, степень риска повреждения, болезни, гибели у различных организмов может варьировать в значительном диапазоне и должна изучаться и учитываться при определении профилактических мер.
Исследование факторов, влияющих на состояние здоровья человека, осуществляется дифференцированно, на различных уровнях: 1) популяционном, 2) организменном или групповом, 3) молекулярном или индивидуальном.
Современный человек отличается от своих «прародителей» значительным изменением соотношения мозгового и лицевого отдела черепа в пользу преобладания мозгового. Исследования Л. Т. Левченко (1978) показали, что наиболее иволютивно неустойчивыми оказались челюстные кости в отличие от зубов, что, по-видимому, вызвано изменившимися условиями существования человека (увеличение умственной нагрузки, с одной стороны, и изменение характера питания —с другой) и т. д.


На современном этапе процесс адаптации зубочелюстной системы выражается в более часто встречающейся частичной адентии преимущественно на верхней челюсти (верхние боковые резцы, вторые премоляры и третьи моляры) и в то же время — симптоме тесного положения зубов и недостаточности развития нижней челюсти [Мирчук Л. Н., 1981; Снагина Н. Г., Гагуа Л. А., 1982; Рыбакова Т. А., 1983; Саблина Г. И., 1984].


Указанные исследования касались вопросов взаимодействия человека и окружающей среды на уровне вида —homo sapiens, т. е. проводились на популяционном уровне.
Организменный или групповой метод исследований позволил изучить, например, характер течения кариозного процесса у часто болеющих детей [Масный 3. П., 1976; Растиня Р. Г., Виноградова Т.. Ф., 1976] и предложить эффективный метод лечения очаговой деминерализации у них с применением средств, повышающих неспецифическую иммунологическую реактивность организма [Старец В. В., 1982; Рединова Т. П., 1982].
Так, ответная реакция на вирус обычного герпеса у маленьких детей находится в прямой связи с уровнем иммунологической реактивности.


Дети грудного возраста, защищенные материнскими антителами (переданными интраплацентарно) и не имеющие собственных факторов противовирусной защиты, как правило, совсем не болеют острым герпетическим стоматитом. Дети раннего возраста, в период от одного года до трех, когда иммунокомпетентная система находится в стадии становления, наиболее подвержены заболеванию, и чем в меньшей степени зрелости находятся защитные реакции, тем тяжелее развивается болезнь [Дроботько Л. Н., 1976].


Индивидуальный или молекулярный уровень исследований позволяет изучить, например, особенности строения и минерализации эмали зубов [Леонтьев В. К., 1983; Окушко В. Р., 1984] и др.
Таким образом, интегральным показателем, характеризующим взаимодействие организма человека и окружающей среды, является здоровье.


Для изучения здоровья населения, факторов риска возникновения заболеваний, изыскания способов воздействия на них и определения эффективности этих способов в медицине применяются эпидемиологические исследования.
В стоматологии этой проблеме посвящен целый ряд исследований, которые в настоящее время позволяют составить представление о распространенности стоматологических заболеваний у детей в зависимости от медико-географических, геохимических особенностей окружающей среды [Базиян Г. В., 1970; Яновский Л. М., 1983; Пашаев Ч. М. и др., 1984).


Для сопоставления эпидемиологических данных в различных районах мира ВОЗ рекомендует следующие показатели: распространенность заболевания, интенсивность или тяжесть заболевания, болезненность, заболеваемость, прирост интенсивности.
Применительно к кариесу проведена оценка эпидемиологиче¬ских данных в масштабах всей планеты у детей в возрасте 12 лет и выделены зоны различной интенсивности кариеса:
очень низкая —0,0— 1,1 низкая — 1,2—2,6
умеренная — 2,7—4,4 высокая —4,5—6,5
очень высокая — 6,6 и выше
Программа профилактики на популяционном уровне в каждой из зон строится с учетом характеристики этой зоны по интенсивности кариеса, а программа индивидуальной профилактики формулируется на основе индивидуальных особенностей детей: различной интенсивности кариеса (I, II или III степени), одного возраста, индивидуальной реактивности организма, ее резервов и факторов риска, а также индивидуальных показателей кариесрезистентности тканей зуба.


Таким образом, эпидемиологические исследования, направленные на изучение взаимодействия человека и среды, уровня здоровья и болезненности населения, причинно-следственных связей, возможностей адаптации человека к реальным условиям существования и т. д. являются необходимым базисом для разработки программ сохранения здоровья человека.
Принципы организации профилактики стоматологических заболеваний у детей.

 

Профилактика — это система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней (БМЭ, 1984).
В решениях XXVI и XXVII съездов КПСС профилактика определяется как комплексная программа охраны здоровья народа и в первую очередь детей. Обеспечение этой программы — задача широкого круга специалистов, не только медиков, но и органи¬заторов, педагогов, социологов, философов и т. д. На симпозиуме, посвященном проблеме: «Методологические, социально-гигиенические и клинические аспекты профилактики заболеваний в условиях развитого социалистического общества» (1984), было указано, что для сохранения здоровья человека необходимо изучать не только и не столько причины возникновения и развития болезни, сколько закономерности сохранения здоровья, научиться управлять здоровьем населения.


С этих позиций представляет интерес классификация основных видов медицинской профилактической деятельности [О. П. Щепин, Г. И. Царегородцев, В. Г. Герохин, 1983], согласно которой всю профилактическую деятельность можно представить в виде борьбы за здоровье: поддержание исходного уровня здоровья, укрепления здоровья путем его коррекции и регуляции жизнедеятельности, управление здоровьем и т. д. и борьбы с болезнью: профилактика заболеваемости, осложнений, перехода в хроническую форму, обострений при хронической болезни и т. д., т. е. это стратегия и тактика профилактической деятельности.
ВОЗ классифицирует профилактические мероприятия с позиции первичной и вторичной профилактики, выделяя в системе профилактики два звена или две стадии единого профилактического процесса: первичную профилактику и вторичную.


Первичная профилактика — это система социальных, медицинских и гигиенических воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействиям неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды (БМЭ, 1984).
Главной задачей первичной профилактики является повышение уровня здоровья населения с использованием всех возможных путей, методов и средств, чтобы ни один здоровый ребенок не перешел в группу больных, т. е. это профилактика в группе здоровых детей.


Основные задачи, которые должны решать стоматологи при разработке программ первичной профилактики кариеса зубов, могут быть сформулированы как:
1) создание условий для полноценного формирования и первичной минерализации твердых тканей зуба;
2) обеспечение физиологического течения процесса созревания твердых тканей зуба (вторичная минерализация), при необходимости — стимуляция этих процессов;
3) предотвращение или устранение формирования кариесоген-ной ситуации в полости рта.


Многообразие форм, методов первичной профилактики предусматривает разработку критериев оценки ее эффективности: на основании каких показателей мы можем судить о достоинстве или недостатке той или иной методики, программы профилактики?


Переход ребенка из группы здоровых детей в группу детей, имеющих стоматологическую патологию, свидетельствует о том, что не все возможные меры профилактики были учтены и своевременно назначены.
Вторичная профилактика предусматривает мероприятия, направленные на раннее выявление заболевания, предупреждение рецидивов, прогрессирования процесса и возможных осложнений заболевания.
Вторичная профилактика является частью программы реабилитации.


Реабилитация — это система государственных, социальных, экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду, нашла свое отражение в резолю¬ции IX Совещания министров здравоохранения и социального обеспечения социалистических стран в 1967 г. в Праге.


За прошедшие после этого совещания годы проведено много исследований по вопросам медицинской реабилитации. Реабилитация в педиатрии начинается с момента возникновения заболевания, травмы, дефекта развития и тесно связана с лечебными мероприятиями и на первых порах составляет их часть и заканчивается восстановлением здоровья ребенка [Лепарский Е. А. и др., 1980; Воздвиженский С. И. и др., 1980, и др.).
Таким образом, реабилитация включает в себя мероприятия по лечению и вторичной профилактике заболевания.


Следовательно, вторичная профилактика проводится у людей, уже страдающих каким-либо заболеванием. И если средства и методы первичной и вторичной профилактики могут быть одни и те же, то критерии оценки эффективности вторичной профилактики будут отличаться от таковых в первичной.


Вторичная профилактика может считаться эффективной, если патологический процесс стабилизировался, уменьшилась степень тяжести его течения и т. д.
Таким образом, при разработке комплекса мероприятий вторичной профилактики необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и характер течения патологического процесса.
На современном уровне развития стоматологической помощи детям профилактика невозможна без планирования, без управления развитием здоровья.


Планирование профилактических мероприятий возможно на общегосударственном, групповом и индивидуальном уровнях.
Примерами общегосударственных мер профилактики являются фторирование питьевой воды в зонах с пониженным содержанием фтора в питьевой воде; выпуск лечебно-профилактических средств ухода за полостью рта; включение в программы воспитания детей в дошкольных учреждениях и обучения детей в школе вопросов гигиенического воспитания, направленного на повышение санитарно-медицинской грамотности подрастающего поколения, а также целый ряд мероприятий, направленных на охрану здоровья матери и ребенка; улучшение труда и быта населения, выполнение продовольственной программы, создание различных детских учреждений, в том числе специализированных (для детей с пороками развития лица и челюстно-лицевой области, дислалиями и пр.).


Общегосударственная профилактика в СССР планируется на основании рекомендаций ВОЗ, данных ЦСУ и научных исследований головных стоматологических учреждений и научных советов АМН СССР, обобщающих на популяционном уровне данные по стране в целом.
В качестве групповых мер могут быть использованы: обучение детей различного возраста гигиеническому уходу за зубами (в детским садах, школах и т. д.), введения в цикл занятий физической культурой в дошкольных учреждениях и в школе упражнений по дыхательной гимнастике, для формирования правильной осанки и положения головы; назначение средств эндогенной профилактики кариеса в виде пищевых добавок, препаратов кальция, витафтора, фторсодержащих таблеток и пр.


Индивидуальная профилактика отличается не методами и средствами, а индивидуальным выбором этих средств и методов, а также индивидуальной кратностью их применения в соответствии с уровнем здоровья или с характером факторов риска. При проведении вторичной профилактики индивидуальный выбор методов, средств и кратности профилактических мероприятий осуществляется в соответствии с активностью течения патологического процесса. Планирование индивидуальной профилактики в большей степени возможно на уровне участкового врача, ответственного за здоровье детей на дошкольно-школьном участке.
Создание программ профилактики и ее внедрение должно базироваться на данных эпидемиологических исследований, состояния стоматологической помощи детям, кадровых возможностях при использовании принципа целевого планирования и др.


С позиции общегосударственного планирования задачами эпидемиологического исследования является определение распространенности и тяжести заболеваний или их совокупности у населения области, республики или страны в целом. Например, обобщение опыта фторирования питьевой воды в различных странах показало, что эта мера профилактики кариеса целесообразна лишь для зон с высокой или очень высокой интенсивностью поражения. В зонах с незначительной интенсивностью кариеса его профилактика не является задачей общегосударственного значения. Профилактические мероприятия планируются в отношении других заболеваний, например пародонтальных, которые для этого региона являются (по данным эпидемиологических исследований) наиболее интенсивными.


Для составления программ профилактики группового воздействия эпидемиологические исследования должны проводиться более углубленно, с учетом возрастных особенностей развития организма, наличия формирующихся или сформированных факторов риска и т. д.


Следовательно, программирование групповых мер профилактики должно предусматривать учет возрастных особенностей развития патологии. Например, в связи с высокой интенсивностью зубочелюстных аномалий уже в дошкольном возрасте их профилактика должна начинаться с грудного и раннего возраста.


Таким образом, установив целый ряд принципов и взаимообусловленных позиций, определяющих программирование профилактики, можно прийти к пониманию того, что выбор конкретной программы не может быть стандартизированным даже для однотипных детских стоматологических учреждений. Для решения вопроса о конкретном варианте программы надо оценить ситуацию с разных сторон, полагаясь на научное обоснование, опыт других учреждений или логику поиска.


Оценить многоплановость выбора программы профилактики можно, прибегнув к сравнению с кубиком Рубика, т. е. подвижной системой с единственно твердой осью, символизирующей здоровье детского организма и его зубочелюстной системы. При стабильном закреплении любого из ее звеньев может пострадать вся система.


Создание программы профилактики в значительной мере зависит не только от мудрости создающего программы, но и от ряда факторов, определяющих ее реальность.
1. Первоочередности поставленных целей.
2. Возможности их реализации, зависящей от:
2.1. Уровня развития службы детской стоматологии.
2.2. Объема работы и кадрового обеспечения, требующихся для выполнения того или иного метода.
2.3. Доступности средств и методов профилактики (для отдельного врача, детского стоматологического учреждения города, села, области, республики и даже страны в целом.
3. Эффективности программы профилактики.


Для демонстрации зависимости программы профилактики от названных факторов можно рассмотреть отдельные примеры.
Допустим, чю внедрение профилактических мер планируется провести в городе Н на одном И) дошкольно-школьных участков. Показатели, характеризующие стоматологический статус, представленные в табл. 3, свидетельствуют о высокой распространенности стоматологических заболеваний и высокой нуждаемости в лечении.


Дня составления плана лечебно-профилактической работы прежде всего нужно определить необходимый объем работы. Так, для лечения кариеса и его осложнений, т. е. на санацию полости рта одного ребенка требуется 4 УТЕ. На каждом участке в среднем — 2500 детей. Следовательно, весь объем работы на санацию всех детей участка при 98 % нуждаемости в лечении составит — 9800 УТЕ.


В то же время врач, работающий на участке в течение всего года (детские дошкольные учреждения не выезжают за пределы города) со средней потерей рабочих дней в году—10% (заболевания и пр.) и производительностью труда в 16,5 УТЕ ежедневно, может за 260 рабочих дней выработать 4290 УТЕ.


Сопоставление объемов необходимой и возможной работы ярко свидетельствует о том, что полный охват санацией является планом перспективным.


В такой ситуации планирование профилактической работы возможно лишь на всеобщем (популяционном) уровне без затрат рабочего времени врача и медицинской сестры. Этими мерами могут быть общегосударственные меры (фторирование питьевой воды, исключение из школьных буфетов кондитерских изделий, введение в третье блюдо в дошкольных учреждениях фтор- или кальций-содержащих препаратов или специальных пищевых добавок, таких как морская капуста, комплекс витаминов и пр.), а также использование средств наглядной агитации по санитарно-гигиеническому воспитанию населения.


При наличии дополнительного вспомогательного среднего медицинского персонала (например, медицинские сестры-гигиенисты) или. помощников (школьники старших классов, образующие санитарные дружины или посты и пр.) возможно проведение обучения и контроля за методикой чистки зубов.


На указанном уровне развития стоматологической службы детям с зубочелюстными аномалиями и заболеваниями пародонта помощь оказывается по неотложным покаяниям и по обращаемости.
Ожидаемые результаты применения методов и средств профилактики зависят от вида методов, средств и длительности их использования.
В оценке ожидаемых результатов следует исходить из данных специальных исследований и опыта работы других детских стоматологических учреждений.


Внедрение методов профилактики на групповом и индивидуальном уровнях, т. е. с учетом возраста и особенностей возникновения и развития стоматологических заболеваний в рассматриваемой ситуации возможно по достижении полного охвата санацией и снижении объема работы для санации каждого ребенка.


Наиболее рациональным путем, позволяющим добиться максимального снижения числа осложненных форм кариеса, является метод диспансеризации. Однако решение указанных задач в демонстрируемой ситуации возможно в течение нескольких лет. В первый год врач выполняет только 50% требуемого объема работы, на следующий год, начиная работу с тем же контингентом детей, врач, не снижая внимания к санированным детям, за счет уменьшения времени на работу с ними, охватывает следующую возрастную группу и т. д. Так составляется план охвата детей плановой санацией на 2, 3, 4 года. При этом необходимо не ослаблять лечебно-профилактическую работу на участке.


В то же время при иных исходных данных те же задачи решаются в более короткий срок и открывают возможности применения профилактических мер на других уровнях (табл. 4, 5).
Например, в городе А., где распространенность кариеса у школьников 80%, средняя интенсивность кариеса -3,2 а у 12-летних детей 2,4 (зона низкой интен¬сивности кариеса), в соответствии с рекомендациями ВОЗ планирование общегосударственных мер на уровне фторирования питьевой воды нецелесообразно Объем работы на санацию одного школьника составляет 2 УТЕ. Следовательно, необходимый объем работы по санации зубов у школьников составляет 2120 УТЕ, а возможный объем работы, как и в предыдущем примере, составляет 4290 УТЕ. Однако этот возможный объем работы рассчитан на це¬лый год работы, в то время как в школьном календаре их меньше, например 190 рабочих дней.


Однако расчет объема работы на санацию дошкольников по аналогичной методике показывает, что и в период работы с дошкольниками (в каникулярное время) остается резервное время, даже если детские дошкольные учреждения выезжают из города на летнее время.


Таким образом, в приведенном примере продемонстрирована реальная возможность внедрения средств и методов профилактики стоматологических заболеваний путем диспансеризации детей участка.
Рассмотрение следующей ситуационной задачи на примере детской стоматологической службы города Б., показывает возможность включения еще более широкого комплекса профилактических мероприятий параллельно с началом плановой санационной работы.


Эпидемиологические показатели стоматологических заболеваний (см. табл. 5), свидетельствуют об относительно низком объеме работы на санацию школьников.
Однако эпидемиологические исследования, проведенные в пределах республики или в районах большого города, свидетельствуют о значительных колебаниях уровня интенсивности кариеса постоянных зубов у детей. Так, по данным Г. Н. Пахомова и соавт. (1984), в Узбекской ССР у 12-летних школьников интенсивность поражения постоянных зубов колеблется от 1,16 (Наманганская обл.) до 3,84 (г. Навои).


Анализ данных эпидемиологических исследований 12-летних школьников 21 района Москвы также свидетельствует о значительных колебаниях показателя КПУ (от 2,1 — Сокольнический район до 6,75— Фрунзенский район).
Это связано, по-видимому, с климатогеографическими, медико-социальными и другими особенностями региона (оптимальное содержание фтора в воде, традиции питания, в том числе потребление больших количеств чая и пр.). Поэтому основная задача стоматоло¬гов состоит в оздоровительных мероприятиях школьников путем: 1) повышения качества пломбирования зубов (средний объем работы на санацию —0,7, а прирост интенсивности кариеса —0,3) и 2) выде¬лении диспансерных групп детей с индивидуально высокой интенсивностью поражения зубов, III—IV—V групп здоровья, включая детей, приехавших из других регионов страны. Этим детям целесообразно проводить комплекс реабилитационных мероприятий (вторичная профилактика кариеса и его осложнений) с индивидуальным подбором средств.


Детям с зубочелюстными аномалиями и заболеваниями пародонта оказывается ургентная помощь в специализированных кабинетах поликлиники.
У детей дошкольного возраста показатели стоматологических заболеваний находятся на более высоком уровне и свидетельствуют о недостаточности возможного объема работы в каникулярное время по сравнению с необходимым объемом на санацию детей в детских дошкольных учреждениях. В связи с этим основной акцент в организации профилактических и лечебных мероприятий следует перенести на дошкольный возраст.


Первоочередной задачей является достижение полного охвата санацией полости рта дошкольников от 0 до 6 лет включительно. Такой высокий уровень заболеваемости дошкольников чаще всего по современным данным бывает связан с отклонениями в физиологическом течении беременности (особенно в многодетных семьях), высокой заболеваемостью детей раннего возраста, особенностями вскарм¬ливания и питания. В связи с этим у детей наблюдается не только интенсивный кариозный процесс, но и часто встречаются пороки развития твердых тканей зубов и формируются зубочелюстные аномалии. Указанное обусловливает необходимость введения диспансерного наблюдения детей, начиная с момента рождения. Параллельно с санационной и диспансерной работой необходимо начать внедрение методов первичной профилактики кариозного процесса. С этих пози¬ций будет иметь большое значение тесная связь стоматологов с педиатрами, которая позволит в оптимальные сроки назначить средства эндогенной профилактики кариеса. Содружественной работы с педиатрами, медицинским персоналом и воспитателями детских дошкольных учреждений требуют и задачи профилактики зубо-челюстных аномалий. Формы этой содружественной работы, изложенные далее, не требуют высоких затрат врачебного времени, но нуждаются в регулярном учете их эффективности.
Ситуационные задачи, приведенные выше, характеризуют моменты профилактической работы на дошкольно-школьном участке в зависимости от эпидемиологических показателей и уровня развития стоматологической помощи. Для демонстрации поэтап¬ности внедрения программы профилактики можно рассмотреть вариант долгосрочного планирования.


Заключительным этапом этой программы является комплексная профилактика стоматологических заболеваний у детей всех возрастных групп от 0 до 14 лет включительно.
Основным методом внедрения профилактики, а при индивидуальном уровне - единственным, является диспансеризация всех детей у стоматолога. Метод создает возможность для предупреждения формирования и воздействия факторов риска, раннего их выявления и применения средств, повышающих устойчивость организма ребенка к их действию, диагностики ранних проявлений патологического процесса, выбора оптимальных методов лечения и сроков повторных осмотров с целью ею стабилизации и предупреждения осложнений.


Задачей диспансеризации детей с точки зрения первичной профилактики стоматологических заболеваний в первую очередь является раннее выявление здоровых детей и детей с факторами риска возникновения заболеваний.
Таким образом, диспансеризация является методом, который может послужить различным целям и может использоваться в большем или меньшем объеме работы.
Одним из узких, но имеющих важное практическое значение на современном этапе, является вопрос предупреждения осложненных форм кариеса. По достижении эффективного решения этой задачи может быть совершен переход к решению следующих задач (на фоне выполнения прежней).


Методом внедрения групповой профилактики является диспансеризация отдельных групп населения (беременные женщины, дошкольники, школьники и т. д.).
Используя метод диспансеризации, детские стоматологи должны поэтапно реализовывать перспективный план комплексной профилактики стоматологических заболеваний у детей.

просмотров: 21018 | комментариев: 0 оставить комментарий
 
Комментарии
Комментарии отстутствуют
Оставить комментарий
Имя:

Текст:

Введите код, который изображен на картинке:
Введите этот защитный код 

 
Cтатьи по теме "детская стоматология":
У ребенка режутся зубки
07-07-2008
При прорезывании детских зубиков страдают не только сами детки, но их родители, зачастую попросту теряя сон. Довольно часто родители чувствует себя в такой ситуации беспомощными, но на самом деле у нас есть некоторые возможности облегчить страдания своего чада. При прорезывании зуба десна в месте его будущего появления воспаляется и становится болезненной. В отдельных редких случаях возникают даже воспаления, кровотечения или образование нарывов, которые со временем самоустраняются. Вот несколько способов сделать процесс прорезывания зубов менее болезненным: • Проводите периодически массаж десны в месте прорезывания зуба.