Профилактика детских зубных заболеваний

27-08-2008
молочные зубы

Значение гигиенического воспитания и эффективность внедрения профилактики стоматологических заболеваний


Хорошо продуманная, осмысленная программа профилактики может дать реальный эффект при включении еще одного важного звена.
На протяжении последних десятилетий всем стало хорошо известно, что санитарно-просветительная работа должна быть наглядной, доходчивой, массовой, доступной, основываться на современных научных достижениях по вопросам этиологии, патогенеза, средств и методов предупреждения того или иного заболевания. Формы и методы ее проведения должны выбираться с учетом возраста, профессий, заболеваемости и целей, стоящих перед данной аудиторией. Еще в 1967 г. ЦНИИ санитарного просвещения МЗ СССР выпустил методическое письмо (от 17.01.67 г.) с перечнем методов и форм санитарно-просветительной работы по профилактике кариеса зубов у детей. В настоящее время для широкого привлечения населения к вопросам профилактики используются современные средства массовой информации: радио, телевидение, кино и пр. Одна за другой предлагаются новые схемы проведения санитарно-просветительной работы [Липатова Л. С, 1967; Дымшиц В. Я., 1973; Пахомов Г. М., 1982; Кялбаускене Н.-Б. А., 1982; Белова Н. А., 1984, и др.]. Авторы продолжают указывать па недостаточный уровень санитарно-гигиенических знаний, в частности, по вопросам гигиены полости рта. По данным Л. С. Липатовой (1967) нерегулярно чистят зубы 65% детей дошкольного возраста и 26% учащихся 4—8-х классов. В 1975 г. Г. И. Кадникова провела исследование гигиенического состояния зубов у школьников и показала, что только 13% чистят зубы регулярно. Г. Н. Пахомов в своей книге также отмечает плохое гигиеническое состояние полости рта у школьников 1—3-х классов: среди них регулярно чистят зубы только 12%. В 1984 г. Л. И. Урбанович и соавт. установили хороший уровень гигиенических знаний только у 8,4% детей школьного возраста, отдыхающих в пионерском лагере. Н.-Б. А. Кялбаускене выявила, что регулярно чистят зубы 23,6% школьников, а по данным опроса детей 7—8 лет-56,66% из них чистят зубы ежедневно; среди учащихся вторых классов доля таких детей составила 68,62%.


Анализ незначительной части работ, посвященных этому вопросу, демонстрирует стабильно низкий уровень знаний и навыков. А применительно к вопросам профилактики зубочелюстных аномалий уровень знаний педагогов и воспитателей дошкольных детских учреждений (по данным В. Я. Дымшица) совсем низкий: только 11,2% указанных лиц знают о необходимости подобной профилактики.


Наиболее популярной формой (92%) санитарно-просветительной работы школьного врача-стоматолога являются индивидуальные беседы во время приема, реже —лекции и чаще —стенды или санитарные бюллетени.
Однако по данным Strawinski К. (1979), словесная форма для санитарного просвещения детей является наименее эффективной, особенно у детей младшего возраста. Словесная информация может быть рекомендована для людей в возрасте 20—45 лет [Cicelova В, 1980].
Таким образом, низкий уровень санитарно-гигиенических знаний и навыков среди детского населения, несмотря на проводимую воспитательную работу, свидетельствует о невысокой ее результативности. Объяснение этому кроется в целом ряде обстоятельств.


Недостаточно изучена сравнительная эффективность различных форм воспитательной работы, наиболее часто используются привычные традиционные способы [Кялбаускене Н.-Б. А., 1982, и др.].
Кроме того, предлагаемые в качестве пособия лекторам тексты лекций изобилуют информацией о строении зуба, пульпы, челюсти, этиологии, патогенезе кариеса зубов, зачастую снабжены обильными цифровыми данными справочного характера. Все это обусловливает их тяжеловесность, надоедливость и плохо воспринимается аудиторией, не говоря уже о том, что не воспитывает навыка.


К тому же потребность населения в профилактических воздействиях находится на значительно более низком уровне, чем потребность в лечении. Лекарство, лечение, врач — необходимость, профилактическое средство —то же, но собственные действия, направ¬ленные на сохранение здоровья, часто считают расточительностью и пренебрегают ими из-за относительно низкой очевидности достигаемого эффекта.


Хорошо известно также, что санитарное просвещение должно быть основано на правильно избранном психологическом подходе к детям различного возраста.
Вследствие высокой пластичности ЦНС, доступности различным влияниям в период дошкольного возраста одним из важнейших механизмов воздействия окружающих на ребенка служит живой пример и провоцирование к подражанию. В связи с этим не¬обходимым условием являются как высокая убежденность воспитателей и родителей в ценности профилактики, так и форма передачи этого убеждения ребенку путем не словесного стимулирования, а часто повторяющегося действия или показа. В этом случае слово не расходится с делом, не является бесплодным раздражителем и приводит к выработке привычных навыков «иначе и быть не может». При это следует учесть также, что острота или активность внимания у дошкольников удерживается максимально в течение 15 мин, а форма подачи информации—личный пример или игра (мультфильм, фланелеграф и т. п.).


Обобщение опыта психологов, физиологов, педиатров, родите¬лей и педагогов показывает, что в разные возрастные периоды ребенок выбирает себе разные личностные ориентиры, на которых направлено острие его внимания, любовь, стремление подражать.


Ведущим центром санитарно-просветительной работы должна быть детская стоматологическая поликлиника, организующая слаженную, преемственную и последовательную деятельность всей системы. Выпадение одного из звеньев этой системы сказывается не только на том же этапе, а и на всех последующих.
После рождения ребенка его родители должны узнать, что профилактика стоматологических заболеваний является делом их рук в большей степени, чем врача. Например, мама должна знать, что у ребенка во время сна должны быть сомкнуты губы! Информировать ее об этом в той или иной форме —задача стоматолога, а проследить за этим может только мама (семья). Пригласить к стоматологу маму с грудным ребенком, можно, используя например такую памятку.


просмотров: 5001 | комментариев: 0 оставить комментарий
 
Комментарии
Комментарии отстутствуют
Оставить комментарий
Имя:

Текст:

Введите код, который изображен на картинке:
Введите этот защитный код 

 
Cтатьи по теме "лечение зубов":
Патологическое истирание зубов
21-08-2008
Физиологическое истирание зубов - истирание твердых тканей зуба в результате непосредственного контакта поверхностей зубов-антагонистов или смежных зубов. Контакты противоположных поверхностей зубов происходят при разжевывании и глотании пищи (приблизительно 1500 раз в сутки). Истирание зубов - это специфическая физиологическая форма абразии. При этой разновидности истираемости потеря твердых тканей зубов незначительна. С возрастом последствия физиологического стирания становятся более заметными.
Пульпотомия
18-08-2008
При наличии в молочном зубе обширного или множественного вскрытия пульпы, а также при глубоком продвижении кариозного процесса к области пульпы, оптимальным способом лечения является пульпотомия (витальная ампутация). В молочных зубах при пульпотомии обязательно используют коффердам. Ампутационную рану покрывают препаратами гидроксида кальция. В случае применения суспензии гидроксида кальция, целесообразно использовать твердеющий препарат гидроксида кальция или цемент, состоящий из смеси оксида цинка с эвгенолом.
Анестезия в стоматологии
18-08-2008
Основные способы применения местной анестезии в стоматологии — инъекционный и аппликационный. Анестетический агент оказывает воздействие на различные системы, органы, ткани. После абсорбции в тканях анестетик распространяется по всему организму. В стоматологии местный анестетик вводят в ткани челюстно-лицевой области и слизистую оболочку полости рта, в которой имеются значительные сосудистые образования, расположенные в мягких тканях и губчатой субстанции кости. Это может привести к высокой концентрации анестетика в крови.
Так выглядит хронический периодонтит
06-08-2008
ПЕРИОДОНТИТ — воспалительное заболевание периодонта. По происхождению различают инфекционный, травматический и медикаментозный периодонтиты.   В зависимости от клинического тече¬ния периодонтит может быть острым, хроническим (фиброзный, гранулирующий, гранулематозный) и хроническим в стадии обострения. Лечение периодонтита направлено на ликвидацию инфекционного очага; предупреждение сенсибилизации организма, развития воспалительных процессов в челюстно-лицевой области, инфекционно-аллергических заболеваний внутренних органов и систем.
Лечение зубов травами
06-08-2008
Хлорофиллипт (Chlorophylliptum) содержит смесь хлорофиллов, находящихся в листьях эвкалипта; обладает противомикробной активностью. Применяют при язвенно-некротическом гингивите и стоматите. Настойка календулы (Tinctura Calendulae) применяется при заболеваниях пародонта и слизистой оболочки рта в качестве антисептического и противовоспалительного средства (1 чайная ложка на стакан воды для полоскания полости рта). Сальвин (Salvinum) — препарат из листьев шалфея. Обладает вяжущим и противовоспалительным свойствами, оказывает антимикробное действие на грамположительную микрофлору, в том числе устойчивую к антибиотикам.