Гигиена полости рта - памятка для родителей

27-08-2008
чистка зубов

Уважаемые родители!
Детские стоматологи взяли на себя заботу о здоровье полости рта каждого ребенка. Но не только от их старания зависит успех. Если в Вашей семье есть стоматологические заболевания (много кариеса зубов, заболевания десен, неправильный прикус), если в период беременности мать ребенка перенесла какие-либо заболевания, принимала лекарства, страдала токсикозом, то у малыша уже есть повышенный риск стоматологических заболеваний. Мы постараемся снизить его.


Но есть целый ряд не менее существенных причин, которые приводят к развитию заболеваний полости рта. Родители могут не обратить на них внимания, просто не знать о их роли. Например, вредные привычки ребенка (дыхание через рот, сосание кулачка, неправильная поза во сне, чрезмерное употребление пустышки, неправильное использование бутылочки, ложечки для кормления малыша и т. д.) создают условия для развития стоматологических заболеваний, которые проявляются гораздо позже - в школьном возрасте, когда их лечение оказывается сложным и требует много времени.


Чтобы проверить и своевременно позаботиться об устранении врожденных наследственных пороков в развитии зубочелюстной системы, вредных привычек, узнать, как кормить ребенка, предотвратить вредные привычки, для того, чтобы своевременно провести профилактику заболеваний зубов, десен (покрыть зубы лаком, научиться правильно чистить зубы и т. д.), необходимо первое знакомство провести на первом году жизни ребенка. Для этого надо посетить детскую стоматологическую поликлинику.


Родители, получив первую порцию информации по сохранению и укреплению здоровья ребенка применительно к его возрасту, должны регулярно выполнять рекомендации и посещать комнату здорового ребенка и детского стоматолога.


Соблюдая последовательность выдачи информации, участковый врач-стоматолог основывается на психологических особенностях восприятия знаний ребенком.


Участниками учебно-воспитательной профилактической работы являются: сначала мама и семья, затем воспитатели детских дошкольных учреждений и дети, потом учителя и вожатые (шефы) и, наконец, сам ребенок и пропагандисты программы гигиенического обучения в школе [сандружины, санпосты, студенты медицинских вузов, гигиенисты), старшеклассники в период производственной практики и др. Однако роль у каждого из них будет своя.


В период ясельного и дошкольного возраста воспитательная работа ложится на плечи воспитателей, которые научат, откорректируют или повторят, «как надо сделать» (гимнастику, почистить зубы, ополоснуть рот после еды, как сидеть за столом и т. д.), используя силу коллективного примера. Основной задачей в этот период является регулярное повторение навыков с целью выработки условного рефлекса.


В младшем школьном возрасте участниками программы гигиенического воспитания становятся учитель и вожатый. Основной задачей этого периода является воспитание уважительно-ответственного отношения к профилактическим мероприятиям. Учителю необходимо всячески содействовать проведению профилактических мероприятий и быть активным его участником. Например, ежедневный контроль за гигиеническим состоянием рук, ушей, полости рта, проведение лечебно-профилактических мероприятий в кабинете стоматолога или в кабинете гигиены полости рта и т. д.


Это нельзя относить к разряду дополнительной нагрузки для учителей, воспитателей, а также семьи, так как это прямо относится к системе просвещения молодого поколения. Эрудиция, начитанность, умение вести себя за столом, в обществе и т. д. должны сочетаться с внутренней культурой человека, частью которой является и гигиена.


В предпубертатном и пубертатном периоде необходимо учитывать легкую ранимость личности ребенка и вопросы гигиенического воспитания решать на уровне индивидуального общения врач— пациент или гигиенист —ребенок. Главной целью учебно-воспитательной работы по санитарному просвещению является перевод знаний в сферу привычки.


Для достижения этой цели необходим контроль знаний и навыков. Уже в комнате здорового ребенка параллельно с просветительной деятельностью медицинских работников должен быть введен контроль за реализацией полученной информации. На этом уровне контроль может быть осуществлен методом анкетирования родителей для оценки знаний по общим вопросам профилактики стоматологических заболеваний у детей. Эффективность выполнения рекомендаций по профилактике стоматологических заболеваний контролируется " с помощью скрининг-программы обследования ребенка у стоматолога.


На следующем этапе реализации профилактической программы у дошкольников контроль осуществляется методом наблюдения стоматологом за систематической оздоровительной работой в детских дошкольных учреждениях. А контроль эффективности этой работы осуществляется с помощью скрининг-программы обследования ребенка и путем наблюдения за поведением детей во время сна, игр, за едой и т. д.


В школе необходим контроль за регулярным проведением уроков здоровья и других форм санитарно-просветительной работы. Эффективность также определяется с использованием скрининг-программы. Уровень знаний ребенка по этому вопросу определяется методом анкетирования.


Проследить последовательность проведения санитарно-просветительной работы можно на примере воспитания навыков по гигиене полости рта. Зарождение навыка по гигиене полости рта происходит в возрасте 2 лет при участии мамы (семьи) и кабинета гигиены полости рта детской стоматологической поликлиники. Формирование навыка как стойкого условного рефлекса является задачей детских дошкольных учреждений и кабинета гигиены полости рта детской стоматологической поликлиники.


Коррекция полученных навыков с целью качественного выполнения процедуры, а затем и с учетом стоматологического статуса становится задачей школьного стоматолога и кабинета гигиены полости рта в школе. Наряду с этим кабинеты гигиены полости рта могут создаваться в специализированных отделениях детской стоматологической поликлиники, например, в ортодонтическом. Таким образом, кабинет гигиены полости рта в детской стоматологической поликлинике становится неотъемлемой частью детской стоматологической службы. Задачами работы кабинета являются:
— обучение детей и родителей правильной методике чистки зубов, так как родители не всегда владеют ею;
— контроль за приобретенными навыками;
— обучение родителей контролю за приобретенными ребенком навыками;
— консультативная помощь по выбору индивидуальных средств гигиены полости рта;
— выполнение лечебно-профилактических процедур (реминера-лизующая терапия) при лечении начальных форм кариеса, заболеваний пародонта и зубочелюстных аномалий;
— воспитание культуры общения «врач-стоматолог— пациент». Таким образом, в кабинетах гигиены полости рта детских
стоматологических поликлиник проводится воспитание детей на уровнях знания, умения и навыка. 
Учитывая, что воспитание условного рефлекса, привычки или умения наиболее эффективно, т. е. возможно в оптимально коротки сроки, у детей раннего и дошкольного возраста (преимущественно до 3 лет), необходимо уделить максимум внимания воспитанию детей младшего возраста. Опыт воспитания более старших детей (школьного возраста) показывает, что для воспитания такого же навыка требуется значительно больше времени [Cicelova В., 1980].

просмотров: 14697 | комментариев: 0 оставить комментарий
 
Комментарии
Комментарии отстутствуют
Оставить комментарий
Имя:

Текст:

Введите код, который изображен на картинке:
Введите этот защитный код 

 
Cтатьи по теме "гигиена полости рта":
Беременность и зубы
18-07-2008
Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта у беременных преследует двоякую цель: улучшить стоматологический статус женщины и осуществить антенатальную профилактику кариеса зубов будущего ребенка. Здоровье матери влияет на развитие зубов ребенка на всем протяжении беременности, особенно с 6-7-й недели, когда начинается процесс закладки зубов. Исследования зачатков зубов показали, что при патологическом течении беременности минерализация эмали зубов плода обычно замедляется, а нередко приостанавливается на стадии начального обызвествления.
Пирсинг языка вызывает выпадение зубов
18-07-2008
Если вы хотите иметь всегда здоровые зубы, вам следует отказать от пирсинга языка. Ученые Великобритании из Академии общей стоматологии заявляют об опасности и предупреждают, что у людей, которые носят сережки в языке, могут начать крошиться зубы и развиться заболевания зубного нерва, а также пародонтит. Безобидное прокалывание языка также может привести к смертельно опасной инфекции, или к появлению, так называемого, мини-языка. У молодой женщины из Великобритании в результате пирсинга языка вокруг прокола образовался небольшой бугорок, который девушка называла своим «вторым языком».
Серебрение приводит к потемнению зубов
18-07-2008
В детской стоматологии все чаще стали применять в качестве профилактики кариеса серебрение зубов. Эмаль детских зубов весьма подвержена разрушению, так не является особо прочной в сравнении с эмалью постоянных зубов, поэтому в настоящее время серебрение зубов действительно широко применяют для предотвращения кариозного процесса. При помощи ватного тампона раствор стоматолог наносит на необходимые зубы 30 % раствор нитрата серебра, создавая тем самым на зубах защитную плёнку являющуюся барьером на пути бактерий и налёта.
Зубные элексиры
11-07-2008
Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта. В состав эликсиров обычно добавляют биологически-активные компоненты.   Эликсир "Ксидент" содержит фторид натрия, препарат ксидифон, который, являясь регулятором уровня кальция в организме, препятствует образованию зубного налета и камня. Он оказывает противокариозное, противовоспалительное и дезинфицирующее действие.
Флоссы - зубные нити
11-07-2008
Флоссы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов. Флоссы могут быть вощеными и невощеными, круглыми и плоскими, иногда с ментоловой пропиткой. Способ применения нити. Нить длиной 35 - 40 см накручивают вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторожно вводят натянутую нить (с помощью указательных пальцев - на нижней челюсти и больших пальцев - на верхней челюсти) по контактной поверхности зуба, стараясь не травмировать зубодесневой сосочек.